тел: (83161)9 07 63
email: ds29_grd@mail.52gov.ru
Группа в Вконтакте: https://vk.com/club86951134
адрес: г. Городец, ул. Фурманова, 17
Заведующий: Ж.В. Морозова
тел: (83161)9 07 63
email: ds29_grd@mail.52gov.ru
Группа в Вконтакте: https://vk.com/club86951134
адрес: г. Городец, ул. Фурманова, 17
Заведующий: Ж.В. Морозова
Тема: "Использование нетрадиционных техник изобразительного искусства для развития творческих способностей дошкольников".
Цель работы: формировать у дошкольников способности выражения восприятия окружающего их мира и действительности, совершенствовать их творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
1. Создавать условия для развития творческих способностей детей.
2. Развивать творческое воображение и фантазию, наблюдательность, ассоциативное мышление и любознательностью.
3. Развивать мелкую моторику рук.
4. Формировать эстетическое восприятие окружающей действительности.
5. Знакомить детей с нетрадиционными техниками изобразительного искусства, последовательно знакомить с различными видами продуктивной деятельности.
6. Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.
Ведущая педагогическая идея |
"В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество - вот имя этой волшебной птицы!" В. А. Сухомлинский |
Актуальность темы |
Дошкольное детство - это период, когда происходит многогранное развитие личности человека. В этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью открывающего для себя незнакомый окружающий мир. Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Согласно ФГОС основным приципом дошкольного образования является развитие детской иннициативности. Где же как не в изобразительной деятельности ребенок может проявить иннициативу? Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности. Она является одним из самых занимательных удовольствий для ребенка. Когда ребенок рисует, лепит, создает поделки он не только отражает свои впечатления и эмоции, но и проявляет фантазию. Не все дети предрасположены к изобразительной деятельности. Есть дети неуверенные в себе и, часто, традиционные техники даются им с трудом, что может занижать их самооценку. Мой опыт работы показывает, что использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности дает положительный результат в развитии творческих способностей детей, вызывает у них положительные эмоции и повышает их самооценку. |
Теоретическое обоснование развития личного вклада в развитие образования |
Проблемой развития детского творчества занимались многие ученые - психологи: Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Л. С. Рубинштейн и др. Ими были раскрыты понятие творческих способностей, выявлены компоненты и этапы их развития, рассмотрены взаимосвязи творчества и обучения. Одной из первых дала определение понятию "детское художественное творчество" педагог Е. А. Флерина. Этапы развития творческого процесса выделили Т. Г. Казакова, Н. П. Сакулина. Б. М. Теплов говорил о раннем вовлечении детей в творческую деятельность и о ее пользе для их развития. В сознании ребенка создается новый интеллектуальный продукт, который встраивается в систему личного восприятия мира и образует новую "единицу" целостной картины мира. |
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования |
Работа по развитию творческих способностей через ознакомление с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности проводится поэтапно: 1. Подготовительный этап. Цель: определить уровень творческих способностей детей. 2. Совместная деятельность с детьми, с целью формирования у них творческих способностей и развития воображения. 3. Анализ, дающий возможность выявить изменения в развитии творческих способностей и отношении детей к изобразительной деятельности. |
1 этап |
1 этап включает в себя изучение уровня творческих способностей у дошкольников. Цель: исследовать уровень проявления компонентов творчества, характерных для разных видов художественной деятельности. Для диагностики я использовала технологию Е. В. Котовой, С. В. Кузнецовой, Т. А. Романовой "Развитие творческих способностей дошкольников. Методическое пособие." Для организации работы по развитию творческих способностей и формированию творческого воображения у детей дошкольного возраста большое внимание было уделено созданию развивающей предметно - пространственной среды. При наполняемости мини - центра обязательно учитывался возраст детей. Мини - центр художественно - эстетического развития включает в себя цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь. Их цветовая гамма расширялась в соответствии с возрастом. Что касается материалов для нетрадиционных техник: они выкладываются по мере освоения их детьми (например, после того как ребенок освоил технику рисования ватными палочками - я выставляю их на полку, порисовали зубной щеткой - в мини - центре появились зубные щетки). Большое значение в мини - центре играют и наглядные материалы: репродукции картин известных художников, которые демонстрируют различные жанры живописи; альбомы по декоративно - прикладному искусству ("Гжель", "Городецкая роспись", "Хохлома", "Дымковская игрушка", "Филлимоновская игрушка"); образцы предметов народного творчества (дымковская глиняная игрушка, богородская игрушка, работы хохломских и городецких мастеров и др.). Необходимым условием для мини - центра являются детские работы. Так же включены дидактические игры на закрепление знаний цветов и оттенков, на развитие композиционных навыков. |
2 этап |
Работа с детьми по развитию творческих способностей проводилась по перспективному планированию. Начинали мы с рассматривания предметов народного творчества и декоративно - прикладного искусства, репродукций картин известных художников. По мере знакомства с предметами искусства, мы начали и свое знакомство с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности: начали с отпечатков ладошек и пальчиков, затем стали дорисовывать к ним детали, тем самым создавая новые образы: из ладошки получались птица, цветок, дерево, а отпечатки пальчиков превращались в ягодки и зернышки. Продолжили ватными палочками. С помощью отпечатков овощей получались мячики, используя отпечатки кубиков - строили башенки. Осенние пейзажи изображали с помощью листочков. Затем стали осваивать "необычные полотна": шишка превращалась в яркий цветок и нарядную елку; камни - в божьих коровок. Познакомились с пластилинографией: оказывается пластилином можно еще и рисовать! Выполняли аппликации из рваной бумаги, ниток и салфеток. Конструктивно - модельная деятельность не ограничивалась строительным материалом, мы начали осваивать конструирование из бумаги и природного материала. |
Методические принципы |
Работа проводится с детьми индивидуально, подгруппами и фронтально. При организации работы я руководствуюсь следующими принципами: - принцип развивающего образования; - принцип индивидуализации образования; - принцип комплексно - тематического построения образовательного процесса; - принцип систематичности и последовательности применения методов в совместной деятельности педагога и воспитанников, и самостоятельной деятельности детей. |
Формы и методы работы с детьми |
Методы: - наглядный - словесный - практический. Формы: - Экскурсии в мини - музей игрушки, мини - музей "Дымковская игрушка" - Рассматривание иллюстраций - Беседы - Групповые занятия - Показ презентаций - Индивидуальные занятия - Подгрупповые занятия - Игровая деятельность - Выставки детского творчества. |
Формы сотрудничества с семьями воспитанников. Работа с социумом. |
Очень важно при работе с детьми действовать в сотрудничестве с семьей. В своей работе с родителями воспитанников я использовала следующие формы сотрудничества: - Оформление родительского уголка - Анкетирование. - Консультации (подгрупповые и индивидуальные) - Родительские собрания - Совместные праздники и развлечения - Выставки совместного творчества - Открытые занятия для родителей - Конкурсы. Родители не остаются равнодушными к проблеме развития творческих способностей детей и всячески содействуют в достижении поставленной цели: участвуют в конкурсах и выставках совместного творчества, помогают обогащать предметную среду, прислушиваются к рекомендациям. Для успешной реализации моей работы необходима взаимосвязь с социумом. Были организованы экскурсии в мини - музеи игрушки, "Дымковская игрушка", мини - музей Городца (они располагаются на база нашего детского сада). Там дети познакомились с предметами народного творчества, народными игрушками, декоративно - прикладным искусством. После экскурсии в пищеблок мы с детьми отправились играть в юных поварят и "испекли" печенье. После посещения прачечной - украшали платочки и полотенца.
|
3 этап |
Данный этап заключается в сравнении уровня творческих способностей детей "до" и "после" проведения работы. |
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны |
- Перспективный план по ознакомлению с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности. - Картотека презентаций - Консультации, рекомендации и памятки для родителей - Серия конспектов: "В гости к краскам", "Я веселый колобок", "Пришла весна", "Платье для мамочки", "Иголки для ежика", "Волшебная шишка", "В поисках кисточки" и др. - Дидактические игры и пособия: "Укрась наряд матрешки", "Составь узор", "Волшебные краски" и др. |
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты |
Для выявления результативности и эффективности моей работы я провела сравнительный анализ результатов диагностики уровня сформированности творческих способностей у дошкольников. По итогам наблюдается положительная динамика. Дети с высокими показателями на занятиях по художественно - эстетическому развитию стали еще активнее и с удовольствием проявляют фантазию и воображение. Дети со средним и низким показателем так же стали более активны, их навыки в изобразительной деятельности стали намного лучше. Применение нетрадиционных техник повышает самооценку детей, дает положительный настрой и возможность поверить в свои способности. Мои воспитанники с удовольствием берутся за рисование, лепку, аппликацию и получают от результатов своего труда моральное удовлетворение. |