Инновационная деятельность
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29»
разработало педагогический проект «Навигатум в мир профессий», направленный на расширение кругозора дошкольников о мире профессий и систематизацию профориентационной работы уже на этапе дошкольного возраста.
Цель: создание единого образовательного пространства, позволяющего эффективно организовать процесс ранней профориентации детей 3-7 лет, развитие у воспитанников позитивных установок и уважительного отношения к разным видам профессий, формирование основ профессионального самоопределения, общих и допрофессиональных способностей.
ДОУ 29 ПРОЕКТ -Навигатум в мир профессий
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 29»
в качестве районной экспериментальной площадки
ведет работу с сентября 2013 года,
по теме: «Социально-личностное развитие дошкольников средствами культуры,
искусства, природы родного края через модульное обучение»
Руководитель: заведующий Учреждения: Перанова А.И.
Куратор: старший воспитатель Гуляева Е.К.
Сроки эксперимента: 01.09.2013 г. – 31.05.2018 г.
Цель инновационной деятельности: разработать и создать инновационную модель ДОУ социально-коммуникативного развития дошкольников средствами культуры, искусства и природы родного края
Задачи:
- Повысить конкурентоспособность Учреждения путем предоставления широкого спектра качественных образовательных, коррекционных и информационно-просветительских услуг разным категориям заинтересованного населения, внедрения в практику работы Учреждения новых форм дошкольного образования.
- Модернизировать систему управления дошкольным образовательным учреждением в условиях его деятельности в режиме развития.
- Способствовать становлению эффективной системы взаимодействия всех участников образовательного процесса «дети ↔ воспитатели ↔ родители.
- Формировать интегрированное социокультурное пространство в Учреждении.
- Создать условия, способствующие становлению гражданских, патриотических и нравственно-эстетических основ личности ребенка, приобщение к русской национальной культуре.
- Обеспечение всестороннего развития ребенка дошкольника, забота о его эмоциональном благополучии, охрана и укрепление здоровья.
- Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
- Воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ней.
- Формирование и развитие свободной, интеллектуальной и духовно-нравственной личности.
- Развитие интеллектуальных, мыслительных способностей детей, формирование познавательных интересов, ранее выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей, понимание добра и зла.
- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
- Развитие общей культуры и повышение уровня самообразования педагогов Учреждения, профессиональной компетентности по социально-коммуникативному развитию дошкольников.
- Повышать качество работы с родителями воспитанников. Содействовать повышению роли родителей в образовании ребенка раннего и дошкольного возраста.
В инновационной деятельности задействованы 9 работников Учреждения: заведующий Перанова Антонина Ивановна, старший воспитатель Гуляева Елена Константиновна, музыкальный руководитель Ившева Л.С., учитель-логопед Григорьева И.Н., воспитатели: Богомолова А.Ю., Обухова Т.А., Олонцева И.С., Сутягина О.Н., Никулина Л.А.
Ожидаемые результаты: у детей сформированы нравственно-патриотических чувств, эмоционального восприятия окружающего, образности и конкретности мышления, понимания социальных явлений. Программа предполагает последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие дошкольников с окружающим миром, научит дошкольников ориентироваться в среде обитания, сформирует интерес к традициям родного края, малой Родине. Разовьет чувство любви, ответственности и гордости за родной край, а также положительные нравственные качества: доброту, терпимость, любовь, великодушие, щедрость, милосердие.
Деятельность Учреждения, как районной экспериментальной площадки,
регламентируют следующие нормативно-правовые документы:
План работы творческой группы на 2013 – 2014 учебный год
- Отчет об экспериментальной и инновационной деятельности за 2013 – 2014 учебный год
План работы творческой группы на 2014 – 2015 учебный год
- Отчет об экспериментальной и инновационной деятельности за 2014 – 2015 учебный год
План работы творческой группы на 2015 – 2016 учебный год
- Отчет об экспериментальной и инновационной деятельности за 2015– 2016 учебный год
Специфика организации образовательной деятельности
В содержании разделов обозначена общая цель: учить детей бережно относится к истории, быту, культуре русского народа с учетом этнографических особенностей города Городца, Нижегородской области.
Организационная модель педагогического процесса включает в себя: специально организованную взрослыми деятельность, не регламентируемую деятельность взрослых с детьми, свободную самостоятельную деятельность детей, построенную на модульной основе обучения детей дошкольного возраста.
Обучение детей на модульной основе имеет ряд преимуществ перед традиционной системой, такие как:
- Модульный принцип организации педагогического процесса, даёт возможность реализовать современные требования ФГОС ДО к организации работы в дошкольном учреждении, о необходимости строить образовательный процесс на основе комплексно-тематического принципа. Что позволяет сделать жизнь детей детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным.
- Педагогический процесс становится более экономичным, позволяет за короткий отрезок времени решить несколько дидактических задач.
- Наличие сюжета способствует реализации принципа обучения в игре: играя, дети не замечают, что обучаются.
- Наличие сюжета придает деятельности особую значимость, поскольку знания становятся необходимыми в реальной жизни. Дети четко видят конечную цель обучения.
- Понимание значимости своей работы и удовлетворение от качества ее конечного результата создает у детей положительный. Эмоциональный настрой и желание выполнять действие наилучшим образом.
- Обучение на модульной основе способствует формированию оптимальных взаимоотношений между собой и педагогом. Это облегчает переход от учебно-дисциплинарной к личностно-ориентированной модели обучения.
- Отсутствие психологического давления на ребенка повышает эффективность образовательного процесса. Способствует сохранению здоровья детей и создают основу для реализации любых здоровьесберегающих технологий.
- Основной акцент смещается с сообщением знаний в готовом виде на стимуляцию собственной познавательной активности.
- Модульное планирование дает возможность выбора: педагогу решать поставленную задачу в более удобной для него форме; детям обеспечивает системность подачи материала с учетом дифференцированного подхода и резервов заданий/
Особенности условий реализации новой образовательной модели Учреждения
Реализация новой образовательной модели возможна при создании соответствующих условий и требует изменений микро и макро среды, кадрового обеспечения, новых подходов к работе с родителями и социумом, изменение структуры модели управления.
Макро и микро среда будет дополнена следующими компонентами:
- Социальный, т.е. степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом; продуктивные и позитивные взаимоотношения;
- Пространственно-предметный компонент - гетерогенность и сложность среды, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка;
- Психодидактический компонент - оптимальная организация системы связей между всеми элементами среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития детей;
- Психодидактический компонент - оптимальная организация системы связей между всеми элементами среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития детей;
- Технологический компонент - обеспечение комплекса возможностей для личностного развития воспитанника, развития его способностей.