тел: (83161)9 07 63
email: ds29_grd@mail.52gov.ru
Группа в Вконтакте: https://vk.com/club86951134
адрес: г. Городец, ул. Фурманова, 17
Заведующий: Ж.В. Морозова
тел: (83161)9 07 63
email: ds29_grd@mail.52gov.ru
Группа в Вконтакте: https://vk.com/club86951134
адрес: г. Городец, ул. Фурманова, 17
Заведующий: Ж.В. Морозова
Трудности в обучении, странное поведение, возбудимость, ранимость ребенка — часто эти и другие особенности связаны с механизмами работы мозга и нервной системы. Справиться с ними детям помогают нейропсихологические методы.
Коррекционная работа с логопедом и учителем-дефектологом нужна сейчас практически половине современных детей. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, нарушение звукопроизношения, общее недоразвития речи, задержка психоречевого развития встречается у детей достаточно часто.
Каждое следующее поколение отличается от предыдущего, и в тоже время имеет с ним общее и единое. Современные дети изменились, этот факт сложно отрицать. Дети, рожденные в эпоху цифровой революции. Кто-то считает, что дети как дети! Как были 30 лет назад, такие же и Специалисты-нейропсихологи, сталкиваются на собственной практике с увеличением количества детей, которые имеют ограниченные возможности здоровья и выраженные трудности в обучении и общении. Пропорционально научно-техническому прогрессу и цифровизации растет количество детей с выраженными коммуникативными проблемами, синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Аутистические особенности, СДВГ, задержка психического, речевого и моторного развития, алалия и другие нарушения. Количество детей с особенностями развития растет с каждым годом. В чем же причина, и что делать родителям? Об этом мы и поговорим в нашей статье.
Родовые травмы, асфиксия, гипоксия, преждевременные роды и многие другие неблагоприятные факторы при рождении ведут к микротравматизации головного мозга младенца. До поры до времени младенец развивается нормально. Физическое развитие на первом году жизни обычно соответствует возрасту. Ребенок начинает сидеть, ползать, затем ходить. Но вот речевое и познавательное развитие идет с опозданием, проблемы выявляются в 3-4 года. К этому возрасту первый блок мозга уже полностью сформирован, он отвечает за энергетическое обеспечение деятельности, крупную и мелкую моторику.
Только комплексный всесторонний подход (врачи, специалисты, педагоги, семья) способен дать эффективный результат.
Что делать родителям: советы нейропсихолога
1) Режим дня. Он должен быть постоянным, четким, последовательным. Постоянное время подъема и отбоя, небольшая зарядка, прогулки на свежем воздухе должны быть каждый день. Сон для каждого человека – это возможность восстановиться, подзарядиться. По наблюдениям психофизиологов, дошкольники хронически недосыпают 1-2 часа ежедневно. Ребенку необходим сон не менее 9-10 часов. Если ребенок недосыпает, накапливается усталость, невысокий энергетический потенциал падает еще ниже. За 1-2 часа перед сном каждому человеку необходима спокойная бытовая среда: минимум шума, отсутствие визга ТВ, чтение перед сном, либо рисование, прослушивание музыки, анализ дня в дневнике настроений и др.
2) Полноценное физическое развитие ребенка, спорт. Почему на занятиях с нейропсихологом любимой наградой для наших детей стала игра в “Вышибалы”? Моторному развитию в условиях большого города стало уделяться недостаточное внимания. Перекос же пошел в сторону развития интеллекта. Ментальная арифметика, скорочтение, каллиграфия – это модные направления развиваются стремительно. Но, я думаю, многие согласятся со мной, что в 4-6 лет гораздо важнее для ребенка физическая выносливость, ловкость. Необходимы регулярные занятия спортом (борьба, плавание, игровые командные виды спорта и тд) в ходе которых ребенок должен выполнять инструкции тренера, происходит развитие произвольности, вестибулярного аппарата, повышается энергетическая функция и корректируется так часто встречающаяся у детей “нейродинамическая ослабленность”.
3) Общение с родителями и членами расширенной семьи – важный компонент гармоничного развития ребенка. Рождение ребенка меняет взаимотношения между супругами, нередко семьи распадаются, когда ребенку еще и не исполнится год. Особенно остро этот вопрос стоит в семьях, где рождается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, с органическими поражения ЦНС, неврологической симптоматикой. Внимание матери полностью уделено в таких семьях ребенку, времени ни на себя, ни на мужа совсем нет. Отцы начинают избегать проблем, уходя с головой в работу. Накапливается усталость, раздражение, между супругами происходит отдаление. Вместе с тем, семьи, прошедшие данный этап благополучно, развиваются и укрепляются. Ребенку необходимо общение как с обоими родителями, так и общение с другими родственниками. В настоящее время уменьшились социальные контакты внутри семьи, произошло отдаление бабушек-дедушек и других родственников. Все реже и реже люди встречают вместе совместные праздники. Семейные традиции, регулярные встречи с Большой семьей в определенные дни ежегодно, помогают детям чувствовать себя увереннее, понимать, что есть еще кто-то кроме родителей, кто поможет, на кого можно опираться. Такие встречи запоминаются надолго, на всю жизнь. Чем с большим количеством людей с разными характерами ребенок контактируем, тем шире его социальный интеллект. Уже давно доказано, что успешность человека определяет его социальный интеллект, а не вербально-логический интеллект. Если вы живете в неполной семье, найдите для мальчика авторитетного человека мужского пола – тренера, специалиста, учителя. Общайтесь с другими семьями, не замыкайтесь!
4) Общение со сверстниками. Разрешайте ребенку ходить в гости и приглашайте друзей к себе! Вспомните традиции. Раньше все ходили друг к другу в гости, приносили с собой угощения, играли, читали, бегали. Что случилось сейчас, почему эти традиции ушли? Если вы не хотите, чтобы к вам приходили в гости, разрешайте тогда детям посещение мест общего пользования ( кинотеатры, магазины). В школе дети общаются мало, общение там носит скорее формальный характер, время перемен ничтожно мало. Именно живое общение на неформальном уровне вне школы необходимо детям сейчас.
5) Помощь по дому и посильные домашние обязанности – у детей должны быть с дошкольного возраста. Полив цветов, уход за домашними животными, помощь в наведении чистоты, порядок на рабочем столе. Если ответственность за определенный участок не прививать в дошкольном возрасте, не рассчитывайте его сформировать у подростка!
6) Хорошая альтернатива гаджетам это игры. Сейчас действительно много интересных настольных развивающих игр, которые очень нравятся и детям, и подросткам, и взрослым. “Доббль”, ”Барабашка”, ”Дикие джунгли”, ”Хали-гали”, “Скоростные колпачки” – список достаточно большой. Играя в настольные игры, мы учим ребенка соблюдать правила игры, формируем произвольное внимание, концентрацию, усидчивость, умение проигрывать. Можно договориться, например, иногда устраивать семейные воскресники, куда приглашать детей друзей, родственников и давать им возможность поиграть без взрослых. Игра – уникальная возможность коммуникации, ведь включается чувство азарта, интереса, эмоции. По своему опыту работы, дети после правильного выполнения нейропсихологических упражнений, лучшей наградой ждут настольную или подвижную игру. Из подвижных игр особо любимые – “вышибалы”, ”перепрыгивания через канат”, ”Горелки”, ”Я змея, змея, змея”.
7) Развивайте лобные отделы мозга ребенка: через выстраивание программ, правил, алгоритмов. До 4-5 лет ребенок действительно никому ничего не должен, он живет по принципу “хочу”. Только с этого возраста начинается формирование произвольной регуляции у детей. Давайте детям первые посильные поручения, введите дома систему мотивации, (поощрения за желаемое поведение, штрафы за негативное поведение). Начинайте играть с детьми в игры по правилам, строго требуйте соблюдения правил игры. С 4-5 лет начинайте тренировать внимательность: первые задания “найди и вычеркни”, “корректурные пробы”. Много хороших заданий по подготовке к школе в папках Буракова. Со школьниками начинайте заниматься постановкой целей, учите разбивать каждую задачу на несколько этапов, введите ежедневную вечернюю рефлексию перед сном и добрые беседы (“Как прошел день? Что сегодня для тебя было самым важным? Твоя самая большая победа или огорчение?”) Сначала расскажите, что нужно сделать, чтобы приготовить обед. Затем попросите ребенка запомнить эти операции, и выполнить их. Доходит до смешного: дети 8-9 лет в магазине путают при покупке лук с чесноком, свеклу с репой. Пусть сначала сходит в магазин, купит, что ему нужно, затем с вашей помощью приготовит этот обед сам. Радость от того, что получилось, будет огромной.
8) Возьмите за правило: каждый день делать с ребенком нейрогимнастику. Это специальная система упражнений, разработанная отечественными нейропсихологами А.В.Семенович, Ж.М. Глозман, Т.В. Ахутиной, Б.А. Архиповым и другими специалистами. Цель нейрогимнастики – за счет упражнений улучшить межполушарные связи, концентрацию внимания, скорость обработки информации. Нейрогимнастика помогает мозгу быть в тонусе. Опишем здесь несколько упражнений.
“Перекрестные шаги”. Ребенок идет по комнате, на каждый шаг поднимая согнутую в колене ногу и дотрагиваясь до нее локтем противоположной руки.
“Педали”. Сидя на стуле, носочки оторваны от пола, пятка касается пола. Руки на коленях. На счет “раз” левая рука нажимает на правую ногу. На счет “два” правая рука нажимает на левую ногу. Повторить так 10-20 раз. Можно сделать наоборот, левая рука нажимает на левую ногу. Правая рука – на правую.
“Молоток-утюг”. Правой рукой ребенок как будто помогает гладить утюгом маме, горизонтальные действия. Одновременно с этим левой рукой совершает как будто вертикальные удары молотком по гвоздю
“Гимнастика для глаз”. Родитель выполняет сначала это упражнение вместе с ребенком, затем ребенок выполняет сам. Родитель берет небольшой предмет (ручка, игрушка яркая), и плавно водит предметом слева – направо и в обратном направлении, вверх- вниз и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, и его глаза должны сходиться к переносице, когда предмет оказывается у носа). Необходимо на 3-4 секунды задерживать предмет в крайних положениях, чтобы ребенок удерживал взгляд в этих крайних точках (слева, справа, сверху, снизу)
9) Регулирование времени, проводимого в гаджетах. Чем младше ребенок, тем больше информации он должен получать вживую, а не с экрана смартфона. Перед сном выключайте гаджеты или не заряжайте их. В таком случае сон ребенка пройдет спокойнее. Больше гуляйте с детьми. Ежедневное время на прогулки от 2 часов.
10) Развиваем все ведущие каналы восприятия ребенка. Помогите ребенку познавать мир с помощью слуха и ощущений. Попросите ребенка прислушаться, как шумит ветер, качаются деревья. Дайте понюхать, какой аромат у цветка. Наблюдайте, обращайте внимание на окружающий мир вокруг, побуждайте ребенка к предметной деятельности. По мнению известного дефектолога, кандидата педагогических наук А.Р.Маллера совсем мало внимания стало уделяться трудовому воспитанию. Заменяйте по возможности игры в телефон и просмотр ТВ предметной деятельностью, ведь именно в ней идет развитие движений пальцев рук, зрительно-двигательной координации. Лепка, оригами, работа с бумагой, конструирование, архитектура, рисование, работа с глиной, столярное дело, выжигание… Ребенок будет видеть реальные результат своего труда, сформируется адекватная самооценка. У части современных детей и подростков наблюдается переоценка своих возможностей и способностей. Нейропсихологическая коррекция на сегодняшний день пользуется огромным успехом, все методы помогают осуществлять воздействие на психические функций ребенка, что благополучно, развиваются и укрепляются.
Учитель-логопед: Григорьева И.Н.